Формирование функциональной грамотности учащихся – одна из основных задач современного образования. Уровень сформированности функциональной грамотности – показатель качества образования в масштабах от школьного до государственного.
Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Виды функциональной грамотности
Читательская грамотность
способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
Естественнонаучная грамотность
способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями
Математическая грамотность
способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты
Финансовая грамотность
совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Креативное мышление
способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции
сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9) классы по направлениям:
Естественнонаучная грамотность
Документы федерального уровня
Письмо Министерства Просвещения РФ от 26.01.2021 О банке заданий по ФГ
Документы регионального уровня
Проект по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся Саратовской области реализуется в соответствии с приказом министерства образования Саратовской области от 21 сентября 2021 года №1611 «Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области, на 2021/2022 учебный год». Соисполнителями мероприятий проекта на территории региона являются министерство образования Саратовской области, Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и кафедры ГАУ ДПО «СОИРО», ГАУ СО «РЦОКО», органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.
Приказ №1641 от 19.09.2023 г. Министерства образования Саратовской области "Об утверждении плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Саратовской области" на 2023/2024учебный год
Приказ Министерства образования Саратовской области от 16 июля 2021 года №1195 «Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования»
Документы муниципального уровня
Полезные ссылки
Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности
Открытый банк зананий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы)/ ФИПИ
Онлайн-урок финансовой грамотности
Родителям и ученикам о функциональной грамотности:
Что значит быть грамотным - методические рекомендации для детей и родителей.
Что такое функциональная грамотность, и как её развивать: 35 советов родителям.